РЕЖИМ ДНЯ И ПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКА
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ И ОГЭ
Очень важное значение в период подготовки к экзаменам имеет режим дня. Наблюдайте, чтобы не было перегрузок. У ребёнка должна быть возможность отдыха, смены видов деятельности. Например, компьютерные игры и телевизор только увеличивают усталость. Но не нужно в приказном порядке запрещать это детям. Они взрослые, им можно объяснить. Лучше найти такую форму отдыха, которая не переутомляет: прогулки, общение с одним, двумя друзьями, уборка комнаты, различные домашние поручения. В течение дня нужно делать перерывы каждые 45-60 минут. Иногда дети начинают манипулировать своей учебой, чтобы избежать помощи по дому: «Я и так много занимаюсь, а меня еще заставляют мыть посуду». Спокойно объясните ребенку, что физически легкая работа может выступать в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка. Для глаз в это время обязательна гимнастика: каждые 15-20 минут отрывать глаза от учебника и переводить их за окно, в даль. Это позволит избежать напряжения глазной мышцы и близорукости.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, чтобы никто не мешал старшекласснику. Можно ввести в интерьер жёлтые и фиолетовые цвета. Они увеличивают работоспособность. Достаточно даже небольшой картинки на рабочем столе.
В период подготовки к ЕГЭ и ОГЭ менять радикально режим дня не следует, так как резкая смена привычного образа жизни плохо сказывается на биологических ритмах человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время подготовки к ЕГЭ и ОГЭ следует оставить свой режим дня прежним, внести лишь некоторые минимальные коррективы.
1.Для нормальной работоспособности важно, чтобы ребёнок высыпался. Дети, торопясь выучить предмет, пренебрегают сном, после чего быстрее устают, становятся беспокойными и раздражительными. Не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счёт сна. Спокойный продолжительный сон снимает умственное утомление, восстанавливает потраченные силы организма, а так же играет важную роль в механизмах памяти человека. Поэтому сокращение сна может привести к вялости, плохому психическому самочувствию, апатии, что просто недопустимо. Если есть возможность, желательно добавить к основному сну ночью ещё час полтора дневного сна.
2.Обратите внимание на питание ребёнка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Ребенок не должен быть голодным, для того чтобы голова правильно работала, он должен правильно питаться. Но переедание, или наоборот, отказ от еды, не в меру острая, жирная, сладкая пища дает нагрузку на желудок, что обязательно отрицательно скажется на работе мозга. Рекомендуется четырёх-разовое питание. В рационе должно присутствовать достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Пища должна быть средней калорийности.
Недостаток воды в организме резко снижает скорость нервных процессов. Лучше всего подходит минеральная вода, так как она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зелёный чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны.
Клетки мозга питаются, в основном, глюкозой, поставщиками которой являются углеводы, которые содержатся во фруктах и сухофруктах, кашах, хлебе из муки грубого помола, овощах и бобовых.
Хлеб и сахар вызывают лишь кратковременный прилив сил, после которого начинается резкий спад работоспособности мозга.
Обеспечить организм энергией , высвобождающейся постепенно и равномерно помогут рис, гречка, макароны.
Минеральные вещества необходимые для питания мозга: фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железо и магний. Они содержатся в следующих продуктах.
Фосфор: бобы, цветная капуста, сельдерей, огурцы, редис, соя, грецкие орехи.
Сера: в капусте, моркови, огурцах, чесноке, инжире, луке, картофеле.
Источником цинка являются пророщенная пшеница, и пшеничные отруби.
Магний: миндаль салат-латук, мята, цикорий, оливки, арахис, картофель, тыква, слива, грецкие орехи, цельные зерна пшеницы.
Железо: фасоль, капуста, вишня, зеленые овощи, горчица, апельсины, горох, ананас, помидоры, рис.
Из этого перечня выберите продукты, которые вам по душе и по вкусу, но обязательно включайте их в питание старшеклассника.
На завтрак лучше съедать порцию тертой моркови с растительным маслом – это улучшит память и активизирует работу мозга. В обед: желательно выпить чашку бульона или съесть суп, борщ. Полдник: йогурты, мюсли с молоком или йогуртом, бутерброд , какао, сок, чай. Ужин: на ужин подойдут овощные салаты, зелень, фрукты.
Для того, чтобы лучше усваивался материал при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, следует правильно составить свой распорядок дня. Учить материал лучше с утра, до 12-13 часов дня. После чего пообедать и провести пару часов на свежем воздухе, постараться при этом думать на отвлеченные темы, чтобы отдохнуть. После опять продолжайте занятия, делая перерыв на отдых. Не засиживайтесь допоздна, так как материал, если ребенок устал, не усвоится, и время будет потеряно зря.
Правильно организованный быт так же является важным фактором, так как от способности организма переносить нагрузки зависит многое. Категорически не рекомендуется активно заниматься чем-либо ночью, принимать много кофеина и злоупотреблять никотином. Эти привычки лучше исключить вообще!
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ВЫПУСКНИКА РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ
Во время подготовки к ОГЭ и ЕГЭ задача родителей - создание эмоционально спокойной, не напряжённой атмосферы в домашней обстановке.
1.Во-первых, необходимо объяснить ребенку мысль, что количество баллов, набранных на экзамене, не является совершенным измерением его возможностей, не стоит критиковать уставшего выпускника после экзамена. Такая установка поможет понять, что мир «не рухнет» от недостаточного количества баллов.
2.Выпускнику передается волнение родителей: взрослые в ответственный момент могут справиться со своими чувствами, удержать себя в руках, а ребенок- нет. Проявляйте спокойствие и не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов своим волнением, подбадривайте, хвалите за то, что он делает хорошо. От вас должна исходить уверенность и поддержка, особенно в моральном и эмоциональном плане. Иногда может показаться, что подобный настрой детей расхолаживает: «Если у меня и так всё будет хорошо, зачем я буду стараться?». Однако, существует определённый уровень волнения, тревожности, оптимальный для организации деятельности. Если ребёнок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает продуктивной деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением. Важно помочь ребёнку найти оптимальный уровень тревожности.
3.Наблюдайте за самочувствием ребенка: никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния здоровья ребенка, связанное с переутомлением. Эти перегрузки очень опасны, необходимо контролировать режим дня и подготовки к экзамену. Обязательно чередуйте занятия с отдыхом, включайте в посильные виды домашней деятельности: несложная физическая работа позволяет переключиться, расслабиться и дать отдых нервной системе.
На самом деле гораздо проще использовать простые заповеди психогигиены, которые помогут вам снять нервное напряжение, не прибегая к лекарствам.
Первое. Научитесь сбрасывать напряжение- мгновенно расслабляться. Для этого надо овладеть навыками аутотренинга, с которыми вы можете познакомиться в многочисленных пособиях.
Второе. Давайте отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы- сон, в том числе и кратковременный дневной (от 5 до 30 минут). Попробуйте вместо традиционной чашки кофе практиковать полудрему, легкий сон. Эффект поразит вас. В идеале в конце каждого часа работы нужно отдохнуть 2-5 минут.
Третье. Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Сделать это трудно. Тонкий психолог К.С. Станиславский утверждал, что чувствам нельзя приказать, но чувство можно «выманить». Техника «выманивания» может быть разнообразной. Например, попытайтесь усилием воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции.
Таковы основные заповеди психогигиены. Осознать их- значит, сделать первый шаг на пути управления системой своих эмоций.
4. В период подготовки к экзамену, старайтесь не напоминать выпускнику о его прошлых неудачах в учебе. Это поможет ему приобрести уверенность в себе, своих силах, в том, что он справится с трудным жизненным испытанием – ЕГЭ и ОГЭ.
5.Демонстрируйте свой оптимизм ребенку: замечая такую уверенность в его силах, он будет настраиваться на позитивный лад.
6.Проводите больше времени с ребенком, разбирайте трудный материал вместе, составляйте схемы, таблицы, опирайтесь на ключевые моменты в теории.
7.Старайтесь избегать дисциплинарных наказаний дома: ребенку и так тяжело в эмоциональном плане, а конфликты с родственниками еще более усугубят ситуацию.
8.Принимайте индивидуальность своего ребенка: никто из педагогов не знает вашего ребенка лучше, чем вы.
И помните: ребенок должен чувствовать в Вас опору и поддержку, его успешность на экзамене во многом зависит от спокойствия, самочувствия, уверенности и выдержки!